Была ты предназначена дать жизнь и начало всему, да не захотела, была ты пылкой и прекрасной, пламенной и страстной, ибо сотворил он тебя из пламени, а его из глины - зловонной и тяжелой, серой и страшной.
“Ева” звучало на устах его,
но душа отзывалась: “Лилит”.
А. Исаакян 1923 г. Венеция.
Аветик Саакович Исаакян — известный армянский поэт и прозаик — родился 19(31) октября 1875 года в Казарапате, близ Александрополя (ныне Гюмри). В 1889-92 учился в Эчмиадзинской духовной семинарии "Геворкян". Печататься начал в 1892. За деятельность, направленную против царизма, был арестован в 1896 и выслан в Одессу. В 1897 издал первый сборник стихов "Песни и раны". Лиризм, эмоциональность, напевность его стихов сразу сделали его имя популярным. Лучшие творения полны скорбных и мучительных раздумий о судьбах человечества, о несправедливости жизненного устройства, проникнуты любовью к родине, к народу...
Исаакян великолепный художник, рисующий словом, передающий читателю всю реальность прошлого в настоящее, поэт патриот, который творил в годы особенно сложные и страшные для своего народа. Любое его произведение наравне с О.Туманяном, Е. Чаренцем, Д. Варужаном, Сиаманто и многими другими Великими сынами Армении были созданы в годы геноцида армян, в годы страшной резни – первой в 19 веке, что и было отраженно в произведениях Исаакяна, ставшей не только стержнем в стихотворениях и рассказах, не просто скрытой проблемой от всего мира, в которой оказался народ, но и открытым трагизмом. Многие из поэтов стали жертвами кровавых событий.
Аветик Исаакян провел некоторое время своей жизни, находясь заграницей, где создал огромное количество произведений.
Одним из знаменитых произведений А. Исаакяна является «Лилит», написанное по библейской легенде еще в 1923 году, когда он пребывал в Венеции.
***
Пристально посмотрела Лилит на Адама и почуяла запах глины. И почувствовала она, что взгляд Адама опустился тяжестью земною на плечи ее. И поспешно вырвала она руку из ладони Адама.
Взглянул на Лилит Адам, и разверзлась пред ним некая бездна красоты, и чаровала она, и влекла душу его к ужасной пропасти, к уничтожению.
И смежил он очи, где стоял страх, рожденный восхищением.
В произведении «Лилит» Исаакян рассказывает о предательстве и верности, о высшем и прекрасном, о преобладании одного над другим, о разности полов и двух сторон одной медали, о покорности – кротости и дерзости – строптивости.
Исаакян рисовал словом, так удачно и так красиво, будто перед читателем предстает тот самый образ Лилит – прекрасной из прекраснейших – он использовал так много красок, что даже при переводе не исчезла мысль великого художника.
Через легенду Исаакян показывал человеку, что может быть фантазией, то иногда может быть и реальным. К примеру, Исаакян дал понять, что есть люди созданные друг для друга или наоборот. Лилит он описывает с какой-то страстью, будто сам испытал это сказочное необычайное чувство, на смену, которой приходит кротость по имени Ева, совсем иная. Да Ева далека от Лилит и ее поступков. Лилит - богиня прекрасная и сильная, в первую очередь ценившая красоту страсть, эмоции, а не апатию и медленно идущее по одной стороне с указами и запретами жизнь данную ей. Поэтому она и решилась пересечь границу Эдема. Но более привлек ее образ, который мельком она видела в пустоши. Образ звал ее, страстно и дерзко и она переступила черту, отдав себя тому, кого полюбила, и кто любил ее – падшему ангелу Люциферу.
***
И, обхватив руками голову, скорбел он о мучительной доле своей и растравлял себя воспоминаниями о незабвенных и недоступных прелестях Лилит - и вдруг, точно во сне, услышал он радостный, светлый смех, подобный зову весны, и от этого смеха пуще забилось сердце его.
С упованием устремил он взор туда, откуда доносился смех... И увидел нечто страшное, то, что подобно черной молнии, затемняя и прожигая, до самого дна пронзило душу его.
Со стороны тернистой и мрачной земли, над стеною рая увидел он лик сатаны, черно-блестящие очи его, злые, коварные.
И увидел Лилит: повисла она у сатаны на шее, и кудри ее убраны были цветами, источающими любострастное благоухание.
И с беспредельным желанием лобзала Лилит уста сатаны. И оба смеялись, довольные и счастливые.
Адам обезумел от ревности и возопил во гневе:
- Ты ли это, Лилит, Лилит, Лилит?..
И услышал он страшный, победный хохот сатаны, что подобно грому прогрохотал над головой его.
И увидел, как сатана обнял Лилит и скрылся с нею среди просторов земли.
И ослепли очи Адама, ничего не увидели больше они...
И Бог был вынужден для замены Лилит сотворить кроткую Еву, которая и стала второй женой Адама.
Когда он тщился забыть о Лилит и обнимал верную Еву, прижимал ее к груди и целовал - в те же миги в объятиях своих он видел Лилит, целовал Лилит, ощущал Лилит, только Лилит...
И жил Адам, ожидая и вожделея только Лилит, и умер Адам, стеная и мечтая лишь о Лилит.
В скором времени Лилит исчезла из канонического текста Библии.
В поэме классика армянской литературы Аветика Исаакяна "Лилит", прекрасная, "неземная", сделанная из огня - Лилит - противопоставляется простой, "обыденной" Еве.
Придание о Лилит одно время после Исаакяна стал известен европейской литературе, как о первой жене Адама. Образ ее был представлен чарующим и демоническим, приносящим несказанное удовольствие и одновременно разрушающий, не дававший покоя долгое время многим писателям. Только в наше время о Лилит позабыли, во времена полного равноправия мужчины и женщины, почти во всех вопросах.
А ведь это она была первой, кто выступил в защиту этого равноправия, понимаемого ею, правда, несколько своеобразно.
Да, создал Исаакян много произведений и оставил после себя богатейшее наследие не имеющие аналогов в мире.
Великий мастер Аветик Исаакян скончался 17 октября 1957 года в Ереване, но он остался вечным.
А. Блок ещё в 1916 писал: "... поэт Исаакян - первоклассный; может быть, такого свежего и непосредственного таланта теперь во всей Европе нет".
Сурен Асг Паргев
19\10\2008